Кто такой Дракон и что, собственно говоря, нам от него ожидать?!

Год Дракона очень интересный год. Он несет в себе и глубокие перемены и стабильность, которая может существовать только в динамике. В искусстве и культуре этот символ очень распространен, но при этом его толкования прямо противоположны друг другу.

Самое важное для нас – это то, что Дракон принесет в нашу жизнь и как это отразиться на всех сферах нашего мира.

Дракон – это активность, движение, покорение и завоевание. В картах Таро он ассоциируется с 11 Арканом Силой. Это символ достижения, которое возможно только при очень сильном желании. Еще это Огонь, то есть Трансформация (то есть изменение формы, переход от старого к новому) и Трансмутация( Дракон как нельзя точнее характеризует Эпоху Водолея, как Эру Духовного Изменения, не только формы, но и внутреннего содержания).

Все значения этого символа носят как правило эзотерический характер, а значит нужно обратиться к исследователям, которые гораздо раньше нас изучали этот вопрос.

 Знаменитые ученые В. Пропп и Леруа-Гуран достаточно подробно писали о символизме дракона:

«…Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом — это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант — змееобразный патрон инициации».

…Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева).

….Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе — летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин).

….Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Последователь З. Фрейда и выдающийся психолог Карл Юнг тоже интересовался темой Дракона:

«… легенды, мифы являются отголоском очень древней первобытной ментальности, отзвуком тех времён, когда психическое было полностью спроецировано на природу. Первобытный человек не умер, он всё ещё живёт в каждом из нас и составляет часть нашего психического бытия, с которым большинство людей утратило связь».

….Драконы являются архетипическими образами и представлены на глубоких уровнях психического. События легенд и мифов отражают не абстракцию, а психическую реальность. Борьба с драконом означает попытку различения инстинктивных побуждений, с тем чтобы смутные бессознательные содержания сделались более определёнными. Сознательная личность является предпосылкой того, чтобы бессознательное могло идти вперёд. Дракон — олицетворение природных сил устрашающих, но задабриваемых: бессознательное воспроизводит этот символ. И несмотря ни на какие религиозные, политические, исторические и культурные факторы, определённые сильные энергетически и значимые для человека символы постоянно присутствуют в нашей жизни.

А вот, что пишут о Драконе современные искусствоведы:

«..Универсальный и очень сложный символ. Дракон, или крылатый змей, объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Вначале его символика была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица).

Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями – императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения. На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо, тогда как на Западе он становится хтоническим, разрушительным и злым.

Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым. На Дальнем Востоке он символизирует сверхъестественную силу, мудрость, силу, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Это эмблема императора как Сына Неба и, вслед за ним, человека мудрого и благородного. Монотеистические религии изображают дракона злой силой, за исключением отдельных случаев, когда он может олицетворять Логос, дух оживляющий или всемогущее божество, Плерому.

И здесь дракон обладает двойственным символизмом: он может выступать и как бог дождя, и как его противник, не дающий дождю упасть. Его ассоциируют, с одной стороны, с морем и пучиной морской, с другой – с вершинами гор, облаками и солярными восточными регионами. Выступая в роли чудищ, драконы – автохтонные владыки земли, с которыми приходится бороться героям, завоевателям и созидателям, чтобы захватить или освоить землю. Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию.

В алхимии крылатый дракон олицетворяет летучее, а потеряв крылья он зафиксирован, пойман. В китайской алхимии дракон – это ртуть, кровь и семя. У кельтов – символ высшей власти, Символ Хозяина.

Дракон представляет высшую духовную силу, сверхъестественное, бесконечность, дух перемен, божественную силу перемен и трансформации, ритмы природы, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу. Он – Олень Небесный, Солнце, свет и жизнь. Небо, высшая власть, мужская сила ян. Дракон облачный означает, кроме того, грозу и живительный дождь, воды глубокие и Весну. Голубой Дракон (лунь – наивысший) живет на небесах и есть дух животворный, сила небесная, сила сверхъестественная и бесконечная. На земле голубой дракон – знак делегированной императорской власти, знак императора. У императорского дракона (его также называют лунь) пять когтей, голова его направлена на Юг, а хвост – на Север. Он представляет Восток и живительный дождь.

Два борющихся, соревнующихся дракона, глядящих друг на друга, представляют дуализм сил инь-ян, всех противоположных и взаимодополняющих сил, сил небесных и земных, обычно между ними изображают либо Солнце, либо жемчужину небесную, Луну. Повернувшиеся друг к другу спинами драконы олицетворяют начала инь-ян.

Когда они изображены гоняющимися за хвостами друг друга, это символ взаимного созидательного действия сил инь-ян. Часто дракона изображают с драконьим шаром или пылающей жемчужиной. Имеются различные толкования этих изображений: это либо раскаты грома, либо имеется в виду, что, когда Луна, носительница дождя, убывает, ее заглатывает дракон, а когда она прибывает – это знак того, что он понемногу ее выплевывает. В даосизме и буддизме это жемчужина, исполняющая все желания, жемчужина совершенства, иными словами, мудрость, светоч и духовная суть вселенной. Она может представлять Боддхисаттву в процессе непрерывного просветления. В христианстве дракона считают змеем, тем еще старым змеем, силой зла, дьяволом, искусителем, врагом Божьим. Он представляет, кроме того, смерть, тьму, язычество и ересь. Драконы являются атрибутами святых Кадо, Климента Мецкого, Георгия, Кейна, Маргариты, Марты, Самсона, Сильвестра и апостола Филиппа. У египтян дракон является эмблемой Озириса, бога мертвых. Апопа, дракона тьмы и хаоса, повергает каждое утро Бог-Солнце Ра. В греко-римской культуре это атрибут Геракла, победителя чудищ».

Год Дракона – это год изменений! Не случайно именно этим годом заканчиваются все известные летоисчисления, а значит, нам он принесет нечто принципиально новое. Что это? Пока неизвестно, но в любом случае, это новое зачем-то нам нужно, а значит, оно по определению не может быть отрицательным!

Дракон Символ Солнца и Разума, управляемого Духом – поэтому его год –  это год прозрения!

….Когда он был молоденьким драконом,

Он улетел с родных пустынных скал,

Родившись под созвездием дракона,

Он тем и занимался, что летал.

Бывало, пролетая над равниной

Срывал зубами в воздухе цветы,

Осматривал зелёные лощины,

Оглядывал глухие пустыри.

И с высоты драконьего полёта

Он наблюдал за жизнями людей,

Все умозаключения, заботы,

И, как итог, тревоги наших дней.

Бессмертный, видел, как менялись люди,

Он видел как чудовищный металл

Служил бескрылым яростным орудьем

И смерть простую людям ускорял.

Устав смотреть за войнами людскими,

Он улетел в родимые места,

Встречал рассветы, провожал закаты

И слушал шёпот трав и небеса….

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>